Что общего между
шахматами и парусным спортом? "И там и там требуется думать!"
- уверяют яхтсмены. Недостаточно обзавестись технически совершенной яхтой,
- нужно еще и правильно разложить галсы, предугадать появление ветра,
поймать его, вовремя сделать маневры... Но и чудес логики для успеха мало:
ничего не выйдет, если ветер не "чувствовать попой". У экипажа
нижегородской крейсерской яхты "Ракета", похоже, порядок на
всех фронтах: 5 июля ребята стали финалистами первенства России по парусному
спорту "Кубок Волги" (в рамках культовой традиционной Всероссийской
парусной регаты "Свежий Ветер-2003" Ульяновск-Тольятти-Ульяновск)
и получили приз "Абсолютная скорость" (быстрее яхты на регате
не было!). А построившей "Ракету" фирме "LS BOATS"
заслуженно достался "Кубок Конструкторов". С яхтсменом Глебом
СУЛОЕВЫМ, капитаном "Ракеты", мы и беседуем - буквально спустя
пять минут после спуска команды с пьедестала почета.
СПРАВКА. Глеб СУЛОЕВ, "в миру" - зам. директора "Проектпромвентиляции".
Из своих тридцати лет парусным спортом занимается двадцать. Член Центрального
яхтклуба. Начинал как все - с маленьких швертботов, сейчас капитан сверхсовременной
скоростной крейсерской яхты "Ракета", "рожденной"
самим экипажем. Ее название взято не "с потолка" - Глеб и Михаил
(его брат, также член экипажа "Ракеты") - внуки знаменитого
Ростислава Алексеева, главного конструктора судов на подводных крыльях
"Ракета", "Метеор", "Комета"... Зимой "пересаживается"
на горные лыжи и сноуборд ("У меня еще дед ходил на яхте и катался
на горных лыжах"). Так же, кстати, поступает и вся его команда: компьютерщик
Евгений, два Михаила-кораблестроителя и "вольный художник" Динамыч.
- В Ульяновске вся регата гудела о двух новеньких "суперсовременных
яхтах из Нижнего" - вашей "Ракете" и лодке "Afrikа".
Где вы такую отхватили?
- Сами построили. Главный конструктор - вон, Мишка Тихонов - вместе с
нами гоняется. В прошлом году здесь, на "Свежем Ветре", у нас
была яхта старого типа: во второй же гонке мы сломали мачту. Хотя в свое
время - лодка досталась мне от отца - она была очень хорошей. Называлась
"Реал" (Динамыч даже поэму о ней написал). Но из нее было выжато
уже все... Нам надоело ее чинить, и мы решили: все, будем строить новую.
- Деньги где взяли?
- С миру по нитке. И сами заработали, и спонсоры помогли. В прошлом году
тот же Миха строил другую яхту - "Ветер": фанерную лодку, взявшую
все призы. На первенстве России на Онеге - второе место; на чемпионате
Москвы, где собираются все лучшие гонщики, - первое... Видя это, люди
заинтересовались нами, поверили. Яхту нам строил "LS BOATS",
и цена оказалась гораздо ниже рыночной. И мы не подвели: на этой регате,
в общем-то, все гонки - кроме двух - прошли первыми. В одной только пришли
третьими, а в другой - шестыми. С одной стороны, это было ожидаемо, с
другой - еще за неделю до соревнований у яхты не были склеены корпус с
палубой... На регату мы приехали в последний день, разгрузились - и тут
же пошли в гонку. И сразу привезли всем (опередили по времени. - Н.Ф.)
час или полтора. Это очень большой отрыв. Мы сами были в шоке, честно
говоря.
Яхтенная байка № 1 от Юрия СУЛОЕВА (отца Глеба Сулоева), капитана яхты
"Кредо": "На одних соревнованиях по программе мы должны
были финишировать от турбазы "Буревестник", - а перед этим в
Костроме немножко выпили и погуляли. Идет собрание капитанов. А в то же
самое время два яхтсмена продолжают играть. Каталымов в бубен стучит,
Владимир Иваныч на саксофоне что-то пытается соображать... Пока они дудели,
было решено, что финиш будет не в "Буревестнике", а на Белой
речке. В назначенный час Владимир Иваныч подлетает к "Буревестнику"
и никак не может найти, где ему финишировать. А дождь идет, темно. И вдруг
видит - яхта... Ее экипаж (местные ребята с Белой речки) потом рассказывает:
"Летит на нас лодка и что-то орет. Уходим в сторону, она - следом.
То ли пьяные на ней, то ли сумасшедшие... Что делать? Подходим к мели,
она - не отстает. Уходим в сторону, она садится на мель, а мы благополучно
уезжаем". Когда ночь, темно, на воде теряешься: непонятно, в какую
сторону ехать..."
- А если бы за два дня до финала "Аfriка" - один из фаворитов
гонок - не сломала мачту?..
- Она оказалась бы в финале, и мы гонялись все вместе. В общем зачете
"Аfriка" шла третьей. Мы стояли немножко дальше, потому что
у нас лодка рассчитана на максимальную скорость, а не на все эти обмерные
фишки. Чтобы разные лодки могли примерно уравняться, в начале регаты измерялись
их вес, размер и с помощью формул составлялся гоночный балл лодки. Реальное
время прохождения дистанции умножается на него, и соответственно время
исправляется. По этой формуле мы, - привезя двадцать минут на гонке с
дистанцией меньше часа, - проигрываем, а такое корытце, как "Аристократ"
(у которого в финальной серии самый лучший приход - шестой), становится
первым. После этой регаты мы едем в Питер на "Банковский кубок"
"по приходу": каким пришел, таким и стал. Там между собой гоняются
похожие, современные лодки. Приедут ребята из Прибалтики, возможно, из
Финляндии - это достаточно крутые соревнования.
- Затратное это дело - парусный спорт?
- Очень. В советское время совершенно было не затратно... Но и сейчас
просто походить на яхте можно без проблем. Это никаких денег не стоит:
надо просто прийти в яхтклуб. Для детей до сих пор существует бесплатная
школа: они даже на соревнования ездят... "Катальные" лодки практически
беззатратны, на них зачастую ходят какие-то полубомжи. Но если захочешь
выигрывать, тогда уже придется вкладываться. Наша лодка - при всех льготах
- обошлась нам около 30 тысяч долларов. А еще в расходы нужно приплюсовать
перевозки, бензин, трейлер, штрафы гаишникам. Мало ли трат...
Яхтенная байка от Юрия СУЛОЕВА № 2: "Идет традиционная Макарьевская
гонка. Впереди - Сережа Гаврилов, от него на полкорпуса отстает Вадя Ясников
на "Минитоннере". Ветер дует чуть-чуть, до финиша остается метров
100. Вадя думает: "Что делать, как обогнать?" И говорит своей
даме (он с дамой был): "Раздевайся!" Та раздевается догола и
выходит наверх - плясать. Гаврилов открывает рот: "А-а-а!",
а Ясников тем временем накачивает полкорпуса. С той поры этот прием у
нас называется "Секретное оружие".
- Не жизнь, а сплошная романтика!
- Мне больше нравится ощущение скорости под парусами, борьбы со стихией
- когда лодку катит с хорошей силой; брызги, водная пыль... Здорово. Особой
романтики я не вижу: мне интересен сам процесс гонок, адреналин - чего-чего,
а его здесь очень много. Если со стороны смотреть, кажется, яхты идут
медленно-медленно, а внутри экипажей - эмоции просто брызжут. На победу
настроено каждое движение. Один неправильный шаг - и скорость падает.
Дернулся сильно, растряс лодку - сразу полузла скорости нет, потянул не
за ту веревку - узел долой...
- Часть яхт отправилась из Ульяновска по домам "вплавь", вы
же "буднично" погрузили свою в трейлер. Почему не пошли в Нижний
по воде?
- Мы что - дураки? Находились уже. В том году на "Ветре" шли
в Москву, и это нас добило. От Москвы до Нижнего на машине - 400 км, по
воде - 959. По дороге - одиннадцать шлюзов! Шесть дней шли... Все современные
лодки грузятся на трейлеры, а своим ходом с соревнований идут только старые
классических яхты. Киль (поперечная мачта) просто не позволяет погрузить
их на подъемник.
- Что в парусном спорте самое сложное - шторм?
- Как раз штиль: нервы сдают, особенно в гонке. Когда ты стоишь, а вдалеке
кто-то поехал - умираешь просто! Мотор включать нельзя, да и неинтересно
это. Еще скажите, веслом погрести!.. "Не попал" в ветер - пропускаешь
ход. У нас это называется "рекламная пауза".
- Существуют ли люди, которых парусный спорт не ждет? Например, те, что
слишком много весят (вот вы, чтобы лодка была легче, даже от камбуза отказались)...
- Не, это как раз приветствуется! Перемещаемая масса в парусном спорте
всегда нужна. Откренивать борт (создавать противовес) в сильный ветер
или наоборот, отдифферентовать (накренять) лодку, перемещаясь туда-сюда
в нужном направлении... Главное, чтобы человек двигаться мог! Чушка железная
- это да, ненужный вес, а человек - килограммы никогда не лишние.
Подготовила Наталья ФЕДИНА
http://www.birzhaplus.sandy.ru/karyera/bk270340.htm
|