Магазинчик для пышных красавиц
Красоты много не бывает
БАЛЕТ О ПТИЦЕФАБРИКЕ

"Балет толстых" готовится исполнить "Лебединое озеро".

"Балету толстых" театра "Балет Евгения Панфилова" исполнилось 10 лет. За это время уникальный коллектив, в котором танцуют только непрофессионалы, к тому же явно не изнуряющие себя диетами, выдал один из лучших спектаклей – "Бабы. Год 1945", о чем свидетельствует заслуженная в 2001 году "Золотая маска". К маю труппа готовит выпустить свежую премьеру по мотивам "Лебединого озера" Чайковского. Мы беседуем с педагогом-репетитором "Балета толстых" Ольгой ДОРМИДОНТОВОЙ.

Ольга Витальевна, сложно ли попасть в труппу "Балета толстых"? – Желательно, чтобы танцовщик весил не меньше 100 килограммов и чтобы возраст был до 25 лет. Несмотря на это, в нашей труппе есть и "бабушки", которым под 40. В коллективе сейчас один мужчина и 24 женщины. Ведь научить танцевать и двигаться можно каждого. Танцуют девочки и весом в 130 килограммов, но большинство по 100-110. Дело даже не в том, как актер выглядит на сцене, а в его способности воспринимать материал.

Часто ли со дня основания коллектива менялся состав труппы?– Из первого состава остались только Марина Романова и Павел Митт. Есть танцовщицы, работающие в "Балете толстых" 6-8 лет. Каждый сезон мы делаем новый набор. В этом году, например, к нам пришло около восьми человек, из них остались трое.

Трудно было сжиться с мыслью – заниматься с толстыми дамами балетом? – Евгений Алексеевич как-то ехал в поезде из Москвы и неожиданно придумал идею "Балета толстых". Он мне сказал: "Давай, работай "на толстых". Отказываться было нельзя – он дважды предлагать не станет. Не знаю, почему Панфилов выбрал меня, но я согласилась, хотя решение далось тяжело. Сама всю жизнь танцевала, постоянно нужно было держать форму, сидеть на яблоках и кефирчике. А тут вдруг такие формы… И потом, я мало себе представляла, как работать с таким коллективом. Дело здесь было даже не в том, что коллектив непрофессиональный. Когда танцоры худые, то все понятно: вот они побежали, тут попрыгали… А здесь надо было все с ног на голову переставлять, пробовать. Я тогда не очень хотела этим заниматься, но выбора не было. И теперь не жалею, потому что, во-первых, с Панфиловым всегда было интересно работать, а, во-вторых, "Балет толстых" был тогда явлением новым.

В чем сильные и слабые стороны вашего коллектива? – В труппу пришли, так скажем, совсем не юные люди. Они не знали, куда поворачиваться – вправо или влево, с какой ноги на какую требуется попасть. Понятно, что первое время ни о какой эмоциональной отдаче и речи не шло. Репетиции идут через день, и на очередную из них они могут прийти как "чистый лист". Теперь им кажется, что они всегда были такими хорошими артистами, как сейчас.
Но все, кто танцует в труппе, потрясающе жизнелюбивые и безмерно желающие работать люди. Желания у них выше, чем возможности. Они просто все хотят делать, и им не страшно. Если вы видели спектакль "Бабы. Год 1945" или "Времена года" – это просто шедевры. Или последний балет – "Уроки нежности". "Худые" (основная труппа театра "Балет Евгения Панфилова") не смогли бы исполнить так.

На ваш взгляд, то, чем занимается "Балет толстых" – экстравагантное шоу или спектакль?
– Разделить эти два понятия сложно. Да, наши девочки не могут делать двойное фуэте, гран па, они владеют меньшими движениями, но более эмоционально их выражают. И потом, как можно назвать серьезный спектакль шоу? Мы можем смешать концертное развлекательное шоу и драматургическую постановку в одном вечере. Я бы сказала проще, что мы – "Балет толстых" – единственные в мире.

Правда ли, что в новой премьере "Лебединое озеро" одна из танцовщиц балета встанет на пуанты? – Да – Татьяна Гладких. Мы стараемся, но вы понимаете, что это очень сложно – такой "вес" поставить на пальцы…

Комментарий
Сергей РАЙНИК, хореограф-постановщик, художественный руководитель театра "Балет Евгения Панфилова"
– Рабочее название балета – "Лебединое озеро", но это спектакль о птицефабрике. За основу мы берем партитуру одноименного сочинения Чайковского, но включаем в нее романсы, отрывки из современной западной музыки. Сейчас как раз занимаемся микшированием "Танца маленьких лебедей" и "черного" рэпера Busta Rhymes. Миленько так получается: лебедята-хулиганы.
А классическая хореография сохранится?
– Очевидно, да. Но главным образом балет выстроен на классическом модерне.
Не опасаетесь ли вы, что из постановки выйдет ревю на классические мотивы?
– Нет. Ревю использует конкретные законы жанра, в кои мы не вмещаемся. Назвать этот спектакль пародией тоже нельзя, потому что мы не работаем с классическими клише. Это оригинальное решение и, по сути, новый балет и новая история.
Дело в том, что мне очень нравится музыка Петра Ильича. Хотелось бы ее использовать именно в таком ключе, потому что если делать "Лебединое озеро" в серьезном контексте, на основной труппе "Балета Панфилова", то к этому нужно подходить максимально педантично. "Балет толстых" предполагает относительно большую свободу.
В нашем "Лебедином озере" стеба и серьезности будет 50 на 50, как в жизни. Но в любом случае, мы делаем шоу – спектакль будет зрелищным.

Карина Раушенбер
ПЕРМСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ №8 (159) 8 марта 2004 года